ОНФ: страховщики продолжают навязывать допуслуги при продаже ОСАГО

Продажа полисов в электронном виде заметно повлияла на доступность этой услуги в регионах. Но к качеству ее предоставления остаются претензии из-за частых технических ошибок на сайтах. В офисах страховщики продолжают навязывать дополнительные услуги, что необоснованно увеличивает стоимость полиса.

Об этом свидетельствуют результаты мониторинга, проведенного Общероссийским народным фронтом (ОНФ).  Исследование проводилось в 46 регионах России из всех федеральных округов, в нем приняли участие 2 тыс. 345 автовладельцев. В этом году эксперты опрашивали не только владельцев легковых автомобилей, но и владельцев мотоциклов, а также представителей таксопарков. Это помогло объективно оценить остроту дефицита тарифа ОСАГО в этом сегменте, из-за чего мотоциклисты и таксисты во многих регионах сталкиваются с затруднениями при попытке купить полис.

В ходе мониторинга эксперты и активисты ОНФ проверили 29 страховых компаний, включая крупнейших участников рынка («РЕСО-гарантия», «Росгосстрах», «Ингосстрах», ВСК, «Альфастрахование» и другие), а также десятки офисов страховщиков в разных регионах России.

Исследование проводилось в два этапа:

  • проверка доступности заключения договора ОСАГО в электронном виде на сайте страховщика
  • опрос автовладельцев и посещение точек продаж страховщиков.

Первый этап исследования подтвердил растущую популярность электронных полисов у автовладельцев. Хотя к качеству предоставления услуги остаются претензии. Активисты ОНФ сделали почти 300 тестовых оформлений e-ОСАГО, и более половины из них (59%) были затруднены из-за различных технических проблем. В основном это ошибки, возникавшие на этапе регистрации страхователя, вводе данных о страхователе и транспортном средстве, загрузке документов, проверке и обработке данных.

Как показало исследование, автовладельцы неохотно страхуются у замещающих страховщиков, которые не представлены в их регионах. 25% респондентов отметили в качестве проблемы перенаправление на сайт РСА в систему гарантированного заключения e-ОСАГО или на сайт замещающего страховщика. Потребителей не устраивает то, что замещающий страховщик может отличаться по размеру и надежности от того, кого выбрал сам страхователь. Так, в ряде регионов (Воронежская область, Республика Татарстан и др.) у предложенного системой страховщика не было собственных офисов.

На втором этапе мониторинга активисты побывали в точках продаж страховщиков и опросили автовладельцев. Выяснилось, что там по-прежнему практикуют навязывание дополнительных услуг клиентам. Чаще всего продажа полиса ОСАГО сопровождается дополнительным страхованием жизни, здоровья или имущества. Для навязанных страховок действует «период охлаждения», но автовладельцы о нем не знают или не пользуются. Помимо навязывания дополнительных видов страхования, сотрудники компаний взимают с автовладельцев плату за обязательный техосмотр у страховщика, за помощь в оформлении e-ОСАГО и другие услуги, сообщает ОНФ. В ряде регионов (Новосибирская область, Республика Башкортостан, Республика Бурятия и др.) страховщики отказываются страховать ответственность владельцев мотоциклов и такси.

Отдельный блок вопросов был посвящен коэффициенту «бонус-малус», так как жалобы на неверный расчет и применение КБМ – одни из самых распространенных среди автовладельцев. Более 40% респондентов не согласились со значением КБМ, который был рассчитан для них страховщиком. При этом менее половины респондентов (37,3%) знают о том, как проверить свой КБМ, и только четверть (25,7%) — как действовать в случае, если страховщик рассчитал его неверно.

Заключительная часть опроса была посвящена реформе ОСАГО, которую предлагают Центральный банк и правительство РФ. Реформа изменит сложившееся ценообразование. В частности, планируется расширить коридор для базового тарифа, ввести более справедливый механизм расчета КБМ, в течение пяти лет дать право страховщикам самостоятельно устанавливать тарифы и поправочные коэффициенты. Первые преобразования запланированы на осень 2018 г.

«Результаты опроса показали, что несмотря на вполне предсказуемое негативное отношение к реформе ОСАГО, более 20% автовладельцев понимают ее объективную необходимость», — прокомментировал член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

 

Похожие записи

Оставить комментарий